Ленинградский кинотехникум

1 октября 1923
Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж (с 1992 г.) 1 октября 2023
Качурин Илья Константинович

Имя Ильи Константиновича Качурина неразрывно связано с Ленинградским кинотехникумом.

Вообще история его жизни – часть истории нашего кинематографа, в системе которого он работал с 1935 года. Будучи студентом Илья Константинович работал в качестве помощника звукооператора на студии «Белгоскино» на картинах, ставших классикой советского кинематографа («Медведь», «Человек в футляре», «Налим»).

В те годы ему довелось познакомиться и поработать с известным кинооператором Евгением Вениаминовичем Шапиро, выпускником Ленинградского кинотехникума. С первых дней Великой Отечественной войны будущий директор кинотехникума был призван в Красную армию и служил в спецчасти военно-морских сил Балтийского флота, которая защищала Дорогу жизни и Ленинград.

Вот что писал Илья Константинович в своей автобиографии, написанной в 1967 году: «Родился в Петрограде 14 января (1 января по старому стилю) 1912 года. До 1920 года жил с отцом и матерью. Отец работал мастером точной механики. 1 ноября 1922 года скончался отец, и мы с матерью жили на заработки брата, который работал художником в кинотеатре. В этом же году я поступил в первый класс школы. 20 декабря 1924 года скончалась мать, и моим опекуном был назначен брат Василий. В 1930 году окончил среднюю школу. После окончания школы работал на временных работах бетонщиком в Гороткомхозе и электриком в Торговом порту. С декабря 1931 года работал в Республиканском объединении «Техжирком» начальником сектора проверки исполнений. В декабре 1932 года, в связи с переводом учреждения в Москву, я был освобожден от работы. С этого периода готовился к вступительным экзаменам в институт. В августе 1933 года, выдержав вступительные экзамены, был зачислен на первый курс электротехнического института связи проф. Бонч-Бруевича. В 1935 году перевелся на 3 курс института киноинженеров. С сентября 1937 года по июль 1939 года совмещал занятия в институте с работой в киностудии «Белгоскино». В июне 1939 года окончил институт киноинженеров и был направлен в Минскую студию «Советская Беларусь», где работал звукооператором, начальником цеха звукотехники. В мае 1940 года, приказом комитета по делам кинематографии при СНК – СССР, был переведен во вновь организованную Ленинградскую киностудию «Малые Формы» старшим инженером, звукооператором.

28 июня 1941 года был мобилизован в ряды Советской Армии. В марте 1943 года приказом наркома ВМФ был назначен начальником технического отдела ремонтной базы ВВС КБФ. Демобилизован в апреле 1947 года. Военное звание инженер-капитан. С августа 1947 года по май 1950 года работал в Ленинградском городском Управлении Министерства трудовых резервов заместителем директора ремесленного училища. В мае 1950 года приказом зам. Министра кинематографии СССР и Управления трудовых резервов был переведен в Ленинградский Кинотехникум на должность заместителя директора по учебной части. В июле 1963 года назначен директором кинотехникума.

С 1951 года и по 1966 год вел по совместительству занятия в институте киноинженеров в начале ассистентом, а затем старшим преподавателем.»

Годы руководства Ильёй Константиновичем кинотехникумом можно без преувеличения назвать золотыми годами в истории нашего любимого учебного заведения. Благодаря его усилиям кинотехникум обрёл постоянную прописку на улице Правды, 20. Он создал уникальный коллектив преподавателей, состоящий из опытных педагогов и талантливой молодежи. В директорских буднях Илья Константинович был тверд, строг и принципиален, он думал о людях, а они заботились о качестве своей работы, не желая подвести уважаемого руководителя. Всё это позволило готовить для отрасли высококвалифицированных специалистов. Личность И.К. Качурина явилась решающим фактором в том, что именно наше учебное заведение стало базой для повышения квалификации преподавателей всех техникумов страны. В 1981 году Илья Константинович покинул пост директора кинотехникума, но остался в строю, возглавил нижеупомянутые курсы повышения квалификации и руководил ими до конца своих дней, отдавая всего себя любимой работе. Он ушёл из жизни в 2007 году. За боевые и трудовые заслуги И.К. Качурин был награжден двумя орденами и 14 медалями, знаками «Отличник кинематографии СССР» и «Почетный кинематографист», он член творческого союза кинематографистов, ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

О том, как относились к Илье Константиновичу его сотрудники, можно понять, прочитав воспоминания Владилены Исааковны Павловской, много лет преподававшей в кинотехникуме.

Вот выдержка из её мемуаров: «…Считаю подарком судьбы годы совместной работы и дружбу с умным, преданным своему делу, требовательным и очень внимательным к людям человеком. Поначалу я увлеченно работала, была комсомолкой- активисткой. Потом- замужество, рождение сына, работа отошла на второй план. Это И.К. не мог допустить. Несколько лет мне пришлось доказывать свою добросовестность, чтобы вернуть уважение И.К. За годы работы я освоила преподавание нескольких предметов: акустику, электронику, физику, электротехнику и электрические машины. Побуждающим фактором было слово «надо» Ильи Константиновича.

Я начинала работать, когда техникум располагал двумя-тремя аудиториями на пятом этаже ЛИКИ на ул.Правды 13 и двумя собственными лабораториями (кинотехники и усилительных устройств). Занимались в аудиториях института в основном вечером, после 15 час, когда заканчивались занятия в институте.

Контингент техникума рос, были арендованы аудитории у школ на Фонтанке, ул. Константина Заслонова, ул. Правды 20. Позднее усилиями И.К. техникум получил комплекс зданий на ул. Правды 20. Усилиями преподавателей создавались лаборатории по всем предметам. Отремонтированные аудитории получили новые светлые столы. И.К внимательно следил, чтобы учащиеся бережно относились к рабочим столам, оборудованию и все мы были этим озабочены. А какой красивый кинозал мы получили в новом здании!

И.К. сформировал прекрасный дружный коллектив сотрудников. Нашими преподавателями были написаны учебники по ряду специальных предметов. Мы регулярно создавали пособия для учащихся заочного отделения. Наши преподаватели внимательно следили за новыми методами обучения, пропагандировали их и использовали на своих занятиях. Учебная часть постоянно контролировала методическую работу преподавателей, но важным побудительным мотивом была заинтересованность, увлеченность и требовательность Ильи Константиновича. Полагаю, что могу утверждать: мы уважали и немного побаивались нашего директора (особенно, когда при случайной встрече где-нибудь он внимательно заглядывал тебе в глаза и, не сказав ни слова, уходил) Часто я, будучи классным руководителем, становилась на сторону своих провинившихся подопечных ребят, старалась оправдать их перед педсоветом.

Всегда я знала, чувствовала, что найду поддержку у И.К.. Он был добр и внимателен к людям.

Однажды на юбилейном вечере И.К. сказал: "Я всю свою жизнь с удовольствием шел на работу и с радостью возвращался домой";. Вероятно, это и есть символ счастья. В меру своих сил И.К. работал до последнего дня, отметил свой 95-летний юбилей и ушел из жизни, оставив о себе добрую память и уважение. Он воспитал во мне педагога. И.К. научил меня любить эту работу. А постоянное доброжелательное общение с молодежью сохраняет душевную молодость. Не боюсь повторить: я благодарна судьбе, подарившей мне трудную и любимую работу вместе с Ильей Константиновичем, его внимание и дружбу.»