Па́вел Влади́мирович Клуша́нцев (25 февраля 1910, Санкт-Петербург — 27 апреля 1999, там же) — советский кинооператор, кинорежиссёр, сценарист, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Создатель познавательных фильмов, вызывавших зрительский интерес во всём мире.
Совместил научно-популярное кино с научной фантастикой. Считается родоначальником этого жанра в мировом кинематографе. Автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых заимствовали кинематографисты разных стран.
Родился в дворянской семье в доме на Большой Монетной улице в Санкт- Петербурге. По окончании школы, утвердившись в своём стремлении к инженерным специальностям, попытался поступить в Технологический институт, но не прошёл по конкурсу. Как был уверен сам Павел — из-за анкеты, где указал, что мать — из дворянской семьи. Поступил в Ленинградский фото-кинотехникум, операторский факультет которого закончил в 1930 году.
Вот что пишет Павел Владимирович в своём дневнике об этом периоде:
«Экзамены в Техноложку сдал все, но с трудом. По математике отстоял у доски около четырех часов. И все же пятерки. Кроме русского, не так распорядился запятыми, четверка. Не приняли. Была к тому же, впрочем, кроме четверки и другая причина. Анкета. В то время стояла задача создать специалистов в основном из рабоче-крестьянской среды. Как тогда считалась более преданных социализму, чем детки поганых интеллигентов. А мой отец был врачом. Разве можно было доверять сыну врача, пусть и врача умершего, когда его сыну было 10 лет. Но что об этом сейчас говорить. Не приняли. Значит – фотокинотехникум, операторский факультет. Там с экзаменами дело прошло. Но вот костный туберкулез стал на пути. Медкомиссия забраковала‚ физически не пригоден для работы кинооператором. Кое как уговорил. Пропустили. Стрелка была переведена и я покатился по рельсам советской кинематографии.»
После окончания фото-кинотехникума Павел Владимирович был распределён на ленинградскую киностудию «Белгоскино», где сперва работал в качестве ассистента оператора, а с 1932 года — оператором. В 1934 году перешёл на вновь образованную студию «Техфильм», где уже в 1935 году совместно с Лазарем Анци-Половским дебютировал в амплуа режиссёра-постановщика (фильм «Семь барьеров»).
В 1939 году тарифицирован оператором высшей категории. Основал на студии цех комбинированных съёмок (1938), который возглавлял до начала Великой Отечественной войны. С началом войны во время всеобщей мобилизации Клушанцева определили в запас. «Видимо, в военкомате я числился как неполноценный, так как с 16 до 25 лет болел костным туберкулезом и поэтому в своё время не был призван в армию. К тому же я много работал на военно-учебных фильмах».
Занимался документальными съёмками во время блокады Ленинграда. В январе 1942 года попал в стационар с дистрофией третьей степени, где пробыл месяц. Был эвакуирован 28 февраля вместе с женой и дочерью. В тылу продолжил работать на студии «Сибтехфильм» (Новосибирск, выпускавшей военно-учебные фильмы. После окончания войны вернулся на «Лентехфильм».
Стал изобретателем ряда новаторских приёмов и технических приспособлений для комбинированных и трюковых съёмок, в частности, люминесцентный метод (совместно с оператором Анатолием Лаврентьевым).
Научно- фантастические мотивы впервые появились у Клушанцева в фильме «Вселенная» (1951) . В полной мере они реализовались в последующих лентах, начиная с картины «Дорога к звёздам» (1957). В 1962 году вышел художественный фильм «Планета бурь» по одноимённой повести Александра Казанцева, снятый совместно с «Ленфильмом». Права на его прокат приобрели 28 стран мира.
Клушанцев был знаком и встречался с генеральным конструктором советских ракетно-космических систем Сергеем Королёвым. Автор многих изобретений, в том числе стабилизатора камеры для съёмок с воздуха, аппарата для подводной съёмки, способа получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса, призмы Клушанцева (для одновременной съёмки натуры и рисунка) и других. Придуманные им новые и эффективные методы и приёмы комбинированных съёмок впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Ридли Скотта , а также специалистами по спецэффектам, включая Роберта Скотака.
В кинематографических кругах бытует история, как во время своего первого визита в Москву в годы перестройки Джордж Лукас просил советских чиновников организовать ему встречу с Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что чиновники даже не знают, кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас якобы ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“».
В 1990 году американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева, а в апреле 1992 года посетил его в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы часть своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал Скотаку описания, фотографии и чертежи многих своих кинотрюков. Дочь режиссёра Жанна Клушанцева утверждает, что режиссёр лишь подробно ответил на вопросы Скотака письменно в 1990 году и затем во время короткой встречи с ним в 1992 году. Скотак использовал его профессиональный опыт в своей работе, в том числе, в съёмках фильма «Терминатор 2: Судный день», который в 1992 году был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Скончался 27 апреля 1999 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.